Проведение профориентации в школе в течение нескольких лет показало, что оно очень актуально. Поскольку многие учащиеся 9-11 классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Иногда выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Большинство обучающихся не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно пойти работать. Поэтому цель профориентации – оказать помощь учащимся в осознанном выборе профессии, формировании дальнейшего образовательного маршрута.
С 17 по 22 октября 2018 года в МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» проходила профориентационная акция «Неделя без турникетов».
Открылась она на школьной линейке 15 октября 2018 года.
В этот же день В МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» состоялась «Встреча с успешными работниками. Профессия – оперуполномоченный пограничной службы.» - Эта долгожданная встреча учащихся с оперуполномоченным пограничной службы Архиповым Э.С. была организована с целью знакомства учащихся с данной профессией. Беседа очень понравилась учащимся, и теперь школьники с ответным визитом в ближайшее время посетят пограничную заставу
16.10.18г. В рамках предметной недели для учащихся начальной школы проведен единый классный час на тему «Профессия моих родителей»
Учащиеся начальных классов подготовили выступления в свободной форме (презентация, фотоколлаж, доклад) на тему «Профессии моих родителей». Было заслушано 8 выступлений, все учащиеся награждены грамотами.
17.10.2018г. Экскурсия в МБДОУ «Огонек» - самое значимое событие для учащихся старших классов. Выпускники вспомнили себя в роли воспитанников ДОУ, на время заняли место воспитателей, послушали лекцию о важности профессии воспитателя ДОУ и порадовали детей – дошколят совместной игрой.



18.10.2018 года состоялась Экскурсия в МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй, где для учащихся впервые была организована выставка книг и фотографий о профессиях жителей села в годы СССР. Учащиеся узнали о том, какие профессии выбирали их дедушки и бабушки, какие из профессий были престижны…
19.10.2018 года состоялась «Встреча с успешными работниками. Профессия – учитель»
В 9-11 классах . состоялась встреча с успешными работниками в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов». В гости к учащимся пришла учитель русского языка и литературы Леонтьева Ирина Борисовна, которая более 30 лет проработала в нашей школе. Ирина Борисовна рассказала ребятам о профессии педагога и поделилась историей своей педагогической деятельности.
Так же учащиеся 9 - 11 классов были приглашены на экскурсию в СДК села, где учащиеся узнали о важности профессии культурного работника.
В результате проводимых мероприятий у учащихся расширяются знания о мире профессий, и сформировывается способность соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями выбираемой профессии и уверенность в том, чтобы сделать самостоятельный правильный выбор.
План – график акции «Неделя без турникетов» с 15.10. по 21.10.2018 г.
Дата |
мероприятие |
Место проведения |
Категории участников, планируемое количество |
Ответственный (ФИО, занимаемая должность) |
15.10.18 |
Школьная линейка- открытие акции «Неделя без турникетов» |
МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» |
1-11 класс,
62 учащихся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
15.10.18 |
Встреча с успешными работниками. Профессия – оперуполномоченный пограничной службы |
МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» |
5-11 класс,
40 учащихся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
16.10.18 |
В рамках предметной недели для учащихся начальной школы организация и проведение классных часов на тему «Профессия моих родителей»
|
МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» |
1-4 класс,
21 учащийся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
17.10.18 |
Экскурсия в МБДОУ «Огонек» |
МБДОУ «Огонек» |
9-11 класс, 12 учащихся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
18.10.18 |
Экскурсия в
МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй |
МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй |
9-11 класс, 12 учащихся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
19.10.18 |
Встреча с успешными работниками. Профессия – учитель |
МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» |
7-11 класс, 20 учащихся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
В течение недели |
Обновление школьного стенда «Дорога в завтра» |
МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» |
9 класс, 5 учащихся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
19.10.18 |
Экскурсия в сельский дом культуры |
СДК с. Капцегайтуй |
8-11 класс,
17 учащихся |
ЗДВР- Волгина Т.С. |
Руководитель ОУ: Волгина Н.А.
ШК по профориентации: Волгина Т.С.
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»
«МОЙ ВЫБОР»
Информация родителям
УВАЖАЕМЫЕ,
РОДИТЕЛИ!
Вашему ребенку нужна поддержка педагога-психолога при выборе профессии, если:
· профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом
· ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии
· сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе
· выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями
· ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей
· хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.
Пять шагов психологической поддержки
вашего взрослеющего ребёнка
при выборе профессии
1)В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.
2)Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство.
3)Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
4)Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.
5)Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.
Дорогие родители, помните, что нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ
в ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
в 2017-2018 гг.

профессии, требующие наличия начального и среднего профессионального специального образования:
Бетонщик
Водитель (категории В С Д Е)
Воспитатель детского сада
Газорезчик
Изолировщик
Каменщик
Маляр
Машинист бульдозера
Машинист буровой установки
Машинист крана автомобильного
Машинист копра
Машинист паровой передвижной депарафинизационной установки
Машинист экскаватора
Медицинская сестра
Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций
Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций
Монтажник технологических трубопроводов
Облицовщик-плиточник
Плотник
Повар
Продавец
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Слесарь по ремонту автомобилей
Слесарь по ремонту технологических установок
Слесарь-сантехник
Стропальщик
Токарь
Штукатур
Электрогазосварщик
Электромонтер
Электросварщик ручной сварки
профессии, требующие наличия высшего профессионального образования:
Врач (разных специализаций)
Инженер в области нефтегазового комплекса
Инженер в области строительной индустрии
Инженер по охране труда
Преподаватель-предметник (учитель)

Это интересно
Алфавит редких профессий
Редкие профессии специально не прячутся от людей. Любой, кто захочет заниматься чем-то необыкновенным, обязательно найдет себе занятие по душе. Ведь редкие профессии выбираются по зову сердца. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко.
Актуарий - специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни. Профессия актуария весьма ответственная.
Аудитор веб-сайтов. Профессия аудитора веб-сайтов очень молодая и перспективная. Это экспертиза сайтов с точки зрения их организации и соответствия заявленным целям, удобства навигации по сайту, общей привлекательности для посетителей.
Байер. В переводе с английского “байер” означает закупщик. Профессия байера творческая и требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга. Специфика работы требует от байера знания языков и современных технологий.
Имиджмейкер. Задача имиджмейкера – направить воображение человека в нужную сторону, т.е. предложить аудитории такую информацию об объекте, чтобы она сама сформировала представление об этом объекте в заданном имиджмейкером контуре. Чаще всего имиджмейкерами называют тех специалистов, которые работают на ниве презентации политических лидеров и шоу-звезд.
Копирайтер. Творчество коперайтера – это яркий, интересный, точный способ доставки информации в мозг или сердце потребителя. Само слово “копирайтер” приживалось долго, и представители этой профессии называли себя сценаристами, криэйторами и даже концептмейкерами.
Манимейкер. Желание делать деньги “из воздуха” присуще всем представителям рода человеческого. Мечты о доходе, получаемом без затрат трудовых и денежных ресурсов, посещают каждого, особенно в детском и юношеском возрасте. Мечты о халяве по мере взросления уходят. Но отдельные личности остаются верными своим детским идеям. Они и формируют сословие манимейкеров.
Маркшейдер. Для практической деятельности человека необходимо ориентироваться на поверхности и в недрах земли, на воде и в
воздухе. Маркшейдерия – это наука, которая дает возможность точно находить свое местонахождение в подземных условиях.
Мерчендайзер (с англ. – купец). Это искусство продвижения и продажи товаров на рынке. Задача мерчендайзера, во-первых, оповестить потребителя о новом товаре и приложить все возможные усилия для его продажи и, во-вторых, поддерживать ее на достаточно высоком уровне.
Парфюмер Во всем мире около 400 парфюмеров. Хороший парфюмер должен уметь разбираться в ароматах, строить из них композиции, иметь память на запахи. Нужно долго тренироваться, чтобы выучить всю парфюмерную палитру
Пастижер – специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбардов.
Промоутер. Человек в костюме тигра, раздающий рекламные листовки магазина детских товаров, длинноногая девица, которая уговаривает вас приобрести две банки кофе, чтобы получить еще одну в подарок – это промоутеры, люди, которые при маркетинге товаров или услуг, делают их популярными.
Саунддизайнеры - это дизайнеры, которые создают звуковые образы.
Сомелье - называют продавцом красивой жизни. Он знает все о винах и церемонии винопития: как правильно открыть бутылку, налить, подать к нужному блюду и что сказать при этом.
Стеклодув - Стекольных дел мастеров.
Стрингер - иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера – внештатного корреспондента, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это и зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.
Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Оценки идут по внешнему виду, вкусу, цвету листьев, аромату заварки.
Что нужно знать при выборе учебного заведении
В
озможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
· Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
· По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
· Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
· Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
· Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
· Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
· Какова продолжительность обучения?
· Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
· Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
· Адрес учебного заведения и его полное название
ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ
ПРИ ВЫБОРЕ
ПРОФЕССИИ
1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения
Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?
2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии
Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?
Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.
3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии
на рынке труда
Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
ТИП «Человек – Техника»
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.



Связаны:
1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
· исследовать, наблюдать;
· создавать и испытывать новые образцы;
· планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
· придумывать новые способы деятельности;
· самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
· принимать нестандартные решения.
· технический склад ума;
· пространственное воображение;
· склонность к практическому труду;
ТИП «Человек – Природа»
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.


Связаны:
1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
· ухаживать и наблюдать за животными;
· разводить растения или животных;
· заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
· бороться с болезнями, вредителями;
· выращивать овощи и фрукты;
· ориентироваться в природных явлениях;
· наблюдать, изучать различные природные явлениями.
· наблюдательность;
· склонность к систематизации;
· устойчивость внимания;
· потребность в двигательной активности.
ТИП «Человек — Знаковая система»
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.



Профессии, связанные:
1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК,
бухгалтер, кассир...);
3. с чертежами, картами;
4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
· обрабатывать тексты и таблицы;
· производить расчеты и вычисления;
· перерабатывать информацию;
· работать с чертежами, картами и схемами;
· принимать и передавать сигналы и сообщения;
· хорошо считать в уме;
· оперировать знаками и символами;
· искать и исправлять ошибки.
· способность к математике;
· развитое абстрактное мышление;
· высокая устойчивость внимания;
· склонность к общению;
· аккуратность и усидчивость.
ТИП «Человек — Художественный образ»
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.



Профессия данного типа связаны:
1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
· заниматься художественным оформлением;
· заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...);
· сочинять (стихи, прозу и др.);
· выступать на сцене;
· изготавливать своими руками красивые вещи;
· петь, играть на музыкальных инструментах.
· яркое воображение;
· образное мышление;
· склонность к творчеству;
· гибкость чувств;
· специальные способности;
· развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
ТИП «Человек - Человек»



Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
· обслуживание людей;
· занятие лечением;
· обучение;
· воспитание;
· защита прав и безопасности;
· управление людьми;
· легкость знакомства и общения с новыми людьми;
· умение внимательно выслушивать людей;
· умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
· развитые коммуникативные способности;
· эмоциональная устойчивость;
· быстрая переключаемость внимания;
· эмпатия;
· наблюдательность;
· организаторские способности.
С
емь шагов к взвешенному решению
1. Составить список подходящих профессий
которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.